Наука о птицах
Наука о птицах — орнитология — как самостоятельная отрасль знания сформировалась раньше других дисциплин и может считаться наиболее разработанной ветвью зоологии. Еще в средние века, когда заниматься наукой вообще было запрещено, отдельные группы птиц благодаря моде на соколиную охоту серьезно и всесторонне изучались. Уже тогда соколы стали как бы модельными объектами зоологии. Некоторые орнитологические журналы существуют около полутора столетий. Все это указывает на весьма зрелый «возраст» орнитологии и ее большое значение в развитии зоологической науки.
Читать далее...
Именно те особенности птиц, благодаря которым они привлекают к себе внимание,— их многочисленность, подвижность, заметность и способность издавать разнообразные звуки — отличают их как объект изучения от земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих, ведущих, как правило, более скрытный образ жизни.
Читать далее...
Подвижность птиц, с одной стороны, делает их более заметными, но, с другой,— препятствует длительному наблюдению за ними и заставляет наблюдателя проявлять расторопность. Если на экскурсиях по зоологии беспозвоночных, найдя нужный объект, мы можем взять его в руки и подробно рассмотреть, то на орнитологических экскурсиях это возможно по отношению к гнездам, яйцам и иногда птенцам. Взрослые же птицы, если их специально не отлавливать, позволяют рассматривать себя недолго, порою всего несколько секунд, а во время полета и того меньше. При замедленной реакции можно увидеть лишь «след пролетевшей вороны», шутят зоологи,
Читать далее...
По разнообразию видового состава птицы, как известно, занимают первое место среди наземных позвоночных. Мировая фауна птиц насчитывает 8560 видов. В РФ встречается 764, на территории большинства областей, включая гнездящихся, пролетных и залетных, обитает около 300 видов, в пределах одного района — примерно 150—200, а в одном пункте в радиусе 5—10 километров можно обнаружить до 100—125 видов. Естественно, что сразу разобраться во всем многообразии птиц нелегко. Наибольшие трудности возникают при наблюдениях во время пролета или в период гнездования, когда количество видов птиц, обитающих в средних и северных широтах, увеличивается в несколько раз по сравнению с зимним составом орнитофауны. Опыт показывает, что в летний период на одной экскурсии можно встретить от 30 до 50 видов птиц. Если учесть, что окраска оперения очень многих птиц бывает различной в зависимости от пола, возраста и сезона, то станет ясно, что необходим большой навык, для того чтобы с уверенностью определять птиц в природе. Это не всегда удается, даже если иметь возможность разглядывать птиц с близкого расстояния. Дело в том, что в природных условиях окраска оперения птиц бывает трудно различимой, особенно если смотреть на птицу, сидящую в тени или против солнца. К тому же оперение, размеры и общая форма тела у многих близких видов, например у пеночек, славок и камышевок, бывают очень похожими.
Читать далее...
Птицы одного и того же вида ведут себя различно в зависимости от физиологического состояния, а также от времени, места и характера деятельности. Например, дрозд-белобровик, одна из обычных наших птиц, во время беспокойства у гнезда с птенцами и во время пролета по характеру поведения как бы две совершенно различные птицы. В первом случае это существо, громко трещащее, щелкающее клювом и вьющееся над головой наблюдателя. Во втором — птица, чрезвычайно осторожная, быстрая и скрытная, лишь иногда издающая негромкий призывный крик. Движения и повадки этого же дрозда неодинаковы в зависимости от того, кормится ли он на земле или на дереве, сидит ли на ветвях, принимая солнечную ванну, насиживает ли кладку или поет, купается или устраивается на ночевку и т. п. Все стороны жизнедеятельности даже для одного вида перечислить невозможно. На орнитологической же экскурсии обычно имеют дело с десятками видов и каждый из них может попасться на глаза в любой ситуации. Чем более разнообразны ситуации, при которых удается наблюдать птиц, тем интереснее и полезнее бывают результаты наблюдений.
Читать далее...
Наиболее специализированы сигналы, связанные с безусловной реакцией: призыв к спариванию, предупреждение птенцов об опасности, крик испуга и т. п. Наоборот, видовой призывный крик, слышимый во все времена года, почти универсален и несет самую широкую информацию. Он может издаваться при различных обстоятельствах, с разной частотой и интенсивностью, и каждый раз воспринимается особями того же вида так, как этого требует сложившаяся обстановка.
Читать далее...
Успех экскурсии в немалой степени зависит от правильной ее организации. В свою очередь правильная организация невозможна без учета условий местности и особенностей объектов изучения. Поэтому руководитель группы должен заранее сам ознакомиться с местностью, наметить маршрут и определить виды птиц, которые могут быть встречены на маршруте. Для успеха экскурсии весьма желательно, например, чтобы руководитель во время рекогносцировки заранее нашел несколько птичьих гнезд, местоположение которых ему надо хорошо запомнить. Известный «запас» таких гнезд всегда помогает нормальному проведению экскурсии, а подчас бывает просто необходим, ибо на самой экскурсии преподавателю иногда не удается обнаружить нужный материал по биологии размножения птиц. Длительные же поиски объекта расхолаживают слушателей и рассеивают их внимание. Кроме того, ни в коем случае нельзя показывать гнездо всем экскурсантам сразу. Обстановка вокруг гнезда после его осмотра должна остаться неизмененной. Поэтому показ гнезда надо производить поочередно, с соблюдением всех предосторожностей.
Читать далее...
Опытный руководитель берет с собой простейшие орудия лова, чтобы поймать нужную птицу, рассмотреть, окольцевать и отпустить. Для отлова певчих птиц хороша «паутинная» сеть с размером ячеек 14 на 16 миллиметров. Иногда применяют «бойки», которые пристраивают у гнезд. При обнаружении гнезда окольцевать надо и птенцов, только осторожно, с соблюдением всех правил. Перепелов, коростелей и других птиц среднего размера ловят крупноячеистой сетью из хлопчатобумажной дели с ячеей 25 на 30 миллиметров.
Читать далее...
Придерживаться очень строгого плана проведения экскурсии не следует. Даже после предварительной рекогносцировки местности руководитель, как правило, не может предугадать, в каких условиях он встретит на экскурсии птицу и с какой стороной ее жизнедеятельности ему придется знакомить группу. Неизбежность случайных встреч подчас с крайне интересными объектами и, наоборот, отсутствие тех птиц, которые, казалось бы, обязательно должны попасться на маршруте, всегда заставляют отклоняться от плановой темы. Это означает, что составлять план экскурсии имеет смысл лишь в самом общем виде. Нецелесообразно также проводить экскурсию на очень узкие темы, ибо демонстрационный материал обычно бывает значительно шире.
Читать далее...
Второе правило, которое необходимо соблюдать при проведении групповых орнитологических экскурсий, соответствует старому и давно известному принципу педагогической науки: преподаватель должен стремиться к единству рассказа и показа. Говорить надо обычно о тех действиях птицы, которые она совершает в момент наблюдения за нею, используя при этом элементы сравнения и обобщения. Например, при знакомстве с пением и токованием птиц рассказ нужно вести о явлении токования, его биологическом значении, о характере его проявления у систематически близких видов и т. п. Нахождение гнезда должно послужить поводом для рассказа о явлении гнездестроения, о развитии птенцов и заботе о потомстве. Парящий в небе канюк или аист, пролетающая цапля или с шумом взлетающий тетерев — хорошая тема для рассказа о типах полета птиц и т. п. В некоторых случаях стоит отступить от правила и сообщить данные о характере питания и хозяйственном значении отдельных видов. Однако и в этом случае нужен определенный преподавательский такт. Молодые педагоги иногда допускают ошибку, рассказывая ю птице все, что они знают о ней, на первой же экскурсии. Тратить много времени на один объект вообще нецелесообразно.
Читать далее...
Число участников на групповой экскурсии не должно превышать 10 человек. Иначе очень трудно будет поддерживать необходимую дисциплину. Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Беседу надо проводить предельно кратко и непосредственно на местности. Сообщаются общая задача, порядок продвижения, условия дисциплины.
Читать далее...