Птичье пение
На весенних орнитологических экскурсиях чаще всего привлекает внимание пение птиц. По яркости производимого впечатления его можно, сравнить лишь с цветением растений. Если цветы поражают бесчисленными оттенками красок и вариациями морфологических структур цветка, то птицы — разнообразием издаваемых звуков и форм поведения. Естественно поэтому, что основным материалом для самостоятельного изучения, а также для показа и рассказа на весенних экскурсиях становятся голоса птиц и их брачные формы поведения.
Читать далее...
Для усиления производимого эффекта птицы во время своих весенних демонстраций помимо голосовых средств нередко используют различные части тела: клюв, хвост и крылья, иногда ноги. Такие механические звуки бывают слышны даже дальше, чем голос. У некоторых птиц доля механических звуков в общей демонстрации сравнительно незначительна, у других вся «песня» неголосового происхождения. Например, песня сойки состоит из замысловатых булькающих, лающих, кудахтающих звуков и в промежутках между ними слышится громкое щелкание клюва, которое придает песне определенный ритм. У всей группы пестрых дятлов вся «песня» механическая. Весеннее пение у них заменено так называемой барабанной трелью, которая имеет характер дроби и возникает от очень частых ударов клюва по дереву. Каждый дятел выбивает свою дробь обычно на определенном дереве, которое он специально выбирает. Постучав сначала по одному суку, затем по другому, третьему и т. д., он затем начинает использовать тот сук, который резонирует сильнее всего. Если дятлу попадаются металлические предметы, укрепленные на дереве: куски жести, консервные банки и т. п.,— он иногда использует и их в качестве инструментов. Сравнение инструментов по силе звучания и выбор одного из них указывают на способность дятлов к сложным формам нервной деятельности. Таким образом, благодаря личному опыту дятел может усиливать действие сигнала. Черный дятел и вся группа зеленых имеют как голосовую весеннюю песню, так и неголосовую в виде обычной для дятлов барабанной трели.
Читать далее...
Весеннему поведению самцов большинства птиц присуща одна общая черта: каждый самец различными способами стремится «заявить» о себе. Все его действия рассчитаны на то, чтобы быть как можно заметнее.
Читать далее...
Голоса птиц можно изучать с разных точек зрения — систематической, биоакустической и общебиологической. В систематическом отношении они представляют интерес прежде всего как один из показателей родства между видами. Поэтому на экскурсиях очень важно подмечать сходство или различие отдельных элементов брачного поведения у птиц родственных групп. Частотно-временная характеристика голосовых сигналов, определение оптимальной зоны и порогов звукового восприятия, а также изучение механизмов звуковоспроизведения интересуют биоакустику. И полевые экскурсии с магнитофоном могут дать новый и полезный материал для биоакустического анализа.
Читать далее...
Однако наиболее характерные черты поющей птицы — демонстративность ее поведения и постоянное пребывание на определенном участке в течение всего периода размножения: Именно эти особенности поведения птиц и послужили поводом к возникновению общепринятого понимания биологического смысла пения как средства отпугивания птиц своего вида с занятого гнездового участка. В популярной форме и наиболее определенно эта точка зрения была изложена в переведенной на русский язык книге Р. Питерсона «Птицы»: «Сентиментальные души, привыкшие считать, будто птицы поют, изливая восторг бытия, отказываются верить, что на самом деле такая песня — это просто заявка на владение землей и вызов всем конкурентам. Песня раздается чаще и звучит более воинственно, если поблизости оказывается другой самец. Обычно песни бывает вполне достаточно, чтобы пришелец убрался восвояси, но если он все же пересечет невидимую границу участка, хозяин бросается на него». В соответствии с этой точкой зрения активно поющие самцы становятся обладателями лучших кормовых участков, слабые же и менее энергичные иногда вовсе не гнездятся по причине занятости всех пригодных для гнездования, мест.
Читать далее...
Тайга, например, бедна певчими птицами, хотя благоприятных мест для их существования там много. Часто ли птицы весной дерутся из-за территории и не возникают ли драки из-за самок? Не является ли громкая песня наиболее сильных и рано прилетающих самцов сигналом, свидетельствующим о пригодности данного места для размножения и привлекающим сюда птиц, прилетающих позднее? Чем можно объяснить чрезвычайно быстрое распределение птиц весной по наиболее благоприятным гнездовым стациям, и какое действие весенней песни может скорее способствовать этому процессу — отпугивающее или привлекающее?
Читать далее...
При близком соседстве птицы своими песнями обычно подзадоривают друг друга. Прекрасный пример такого как бы соревновательного пения дают домашние петухи, поющие последовательно, один за другим. Вокальное соревнование иногда наблюдается и между особями разных видов. Было замечено, что сигналом к включению в пение одного вида может послужить голос другого. Так иногда возникает общий хор, каждый член которого, стремясь быть возможно более заметным на общем фоне, поет с повышенной интенсивностью. Приведенные примеры не могут, однако, быть отнесены к категории настоящего группового пения. Они лишь демонстрируют стимулирующее действие посторонних звуков на пение птиц — явление, которое недавно было предложено называть звуковой индукцией. Распространено оно в природе широко, и формы его различны. Но наиболее ярко оно проявляется при групповом пении и дуэтах птиц.
Читать далее...
Совершенно особый тип демонстративной песни птиц представляют дуэты, когда весенняя песня исполняется совместно самцом и самкой. При этом звуки, издаваемые партнерами, чередуются, точно распределяясь во времени, в результате создается полное впечатление, что поет только одна птица, а не две. Такое пение птиц названо антифональным по типу песнопения, исполняемого двумя солистами или солистом и хором по очереди.
Читать далее...
Подражательные способности птиц в природе изучены еще недостаточно хорошо. По этому вопросу большинство данных и точных описаний получено при содержании птиц в неволе. Экспериментами было установлено, например, что воробьиные птицы усваивают видовую песню путем научения, перенимая ее у старых. При одиночном содержании молодая птица лишь беспорядочно щебечет. В звуках, которые она издает весной, нет никакой специфичной для вида определенности. Таким образом, демонстративная песня — признак, по которому мы сразу же узнаем вид птицы в природе,— формируется у воробьиных птиц на основе явления голосовой имитации. У многих певчих птиц была обнаружена еще одна важная черта поведения. Не будучи пересмешниками в природе, они при воспитании с молодого возраста проявляют способность к подражанию голосам тех птиц, с которыми вместе содержатся в вольере. Некоторые хорошо усваивают даже человеческую речь. Таковы, например, многие представители врановых и скворцовых. Склонность повторять услышанный звук иногда проявляется совершенно неожиданно даже у птиц, у которых нельзя было и подозревать способности к голосовой имитации.
Читать далее...
Для составления плана и программы экскурсий важно знать, в какой из весенне-летних месяцев можно услышать регулярное пение той или иной птицы. В этом отношении различные виды могут отличаться очень сильно. Одни начинают петь чуть ли не в январе, как, например, большая синица, поползень или пухляк; голоса других, в частности большинства камышевок, а также дубровника, нельзя услышать раньше июня. Поползень и пищуха практически перестают петь уже в начале мая, в то время как песню коноплянки, зеленушки и щегла можно слушать в течение всего весенне-летнего сезона и т. п.
Читать далее...