Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Очарование старых парков

Пернатое изобилие

Экскурсии в старые парки имеют свои особенности. Очень много ходить здесь не нужно, так как птицы попадаются на глаза довольно часто и повсюду поют. За одну экскурсию иногда удается увидеть или услышать представителей 40—50 видов. Общий же список птиц, отмеченных, например, в парках пригородной зоны Ленинграда, по данным С. И. Божко, насчитывает 122 вида, из них гнездящихся — 97.

Читать далее...

Трели дятла

В разгар «весны света», в конце марта — начале апреля, когда повсюду еще лежит снег, наиболее заметны в парках дятлы, синицы и поползень. Их лучше слушать и наблюдать именно в это время. Из дятлов в пригородных парках могут быть обнаружены почти все виды, распространенные в европейской части РФ: малый и большой пестрые, белоспинный, седой и зеленый и даже представитель тайги — черный дятел, или желна. Черный дятел, а также зеленый регулярно гнездятся, например, в парке Старого Петергофа. Все виды настоящих дятлов весной узнают и призывают друг друга с помощью так называемой барабанной трели, возникающей от частых ударов клюва о сухое дерево. Однако каждый ствол или сук имеет свое звучание. Поэтому видоопознавательными элементами барабанной дроби являются частота ударов клюва и общая продолжительность трели.

Читать далее...

Синицыны перезвоны

В марте, когда все кругом бывает залито солнцем и идет весенняя капель, в парках можно услышать перезвоны синиц. Это их внутривидовая перекличка, причем каждая птица исполняет видовую песню на свой манер. Особенно замечательны в этом отношении большие синицы, чаще всего попадающиеся на глаза в пригородных парках. Среди птиц вообще трудно найти другой вид со столь изменчивой песней. Даже у одной и той же особи существует несколько вариантов, исполняемых по очереди, хотя одному из вариантов всегда отдается предпочтение. Несмотря на, казалось бы, примитивную песню, в целом большие синицы ранней весной поют удивительно мелодично.

Читать далее...

Песни первых перелетных птиц

Негромкую песню лазоревки можно изобразить как «сии-сии-сйрррь» — два очень тонких поспешных свиста и затем коротенькая трель. На участках смешанных насаждений, где есть старые гнилые пни и стволы ольхи или осины, держатся пухляки. Весьма несложная песенка самцов этого вида состоит из монотонно повторяемых (6—7 раз) высоких свистовых звуков «йу-йу-йу-йу...», иногда повышающихся к концу песни. С помощью манка на рябчика можно довольно удачно сымитировать песню пухляка. Он всегда положительно реагирует на такой свист и подлетает совсем близко.

Читать далее...

Несколько слов о совах

Наиболее характерна для парков серая неясыть. Период ее токования приходится на конец февраля — март. В это время у сов образуются пары и они кричат часто и громко. Вибрирующий низкий голос серой неясыти, похожий на отдаленный гудок паровоза «уууу-у-гугугу», раздается в темноте и в предрассветные часы. Другой вид совы, часто поселяющийся в парках и на пригородных кладбищах,— ушастая сова. В годы обилия мышевидных грызунов она бывает даже многочисленной. Брачный период у нее более поздний, чем у других сов. Это объясняется тем, что на зиму она откочевывает южнее и возвращается на места размножения лишь в конце марта. С этого времени ушастая сова и начинает кричать, издавая монотонный, повторяющийся через несколько секунд, жалобный низкий свист «уу, уу, уу...».

Читать далее...

Летний период в парке

Для орнитологических экскурсий старые парки хороши во все времена года. Однако особенно они привлекательны в начале лета, когда зацветает сирень, вырастают травы и листва на деревьях разворачивается в полную силу. В эту пору, когда весна незаметно переходит в лето, можно встретить практически всех птиц, характерных для парков. У некоторых птиц, например у скворца, всех видов дроздов, вороны и сов, птенцы уже оставляют гнезда. Это лишь расширяет возможности наблюдений.

Читать далее...

Пеночка-весничка

Сейчас же обратим внимание на одну из самых маленьких птиц нашей фауны — пеночку-весничку. Она очень похожа на другой вид наших пеночек — на теньковку. В коллекциях да и в природе во время осенних миграций их различают в основном по цвету ног: у веснички они светлые, желтоватые, у теньковки — темные. Однако весной их поведение и голос настолько не сходны, что не требуется даже бинокля, чтобы определить вид. Весничка, пожалуй, чаще других птиц попадается на глаза на весенних экскурсиях. В парках ее голос слышится повсюду и почти так же часто, как и пение зяблика.

Читать далее...

Гнездо снегиря

В наиболее глухих местах парка, где преобладают темнохвойные породы деревьев, часто поселяется снегирь. Он обычнее для лесов таежного типа, однако парки тоже привлекают его обилием корма и удобными местами гнездования. Питается снегирь весной и ранним летом всевозможными цветами и незрелыми семенами, а гнездо прячет в еловом подросте. В парках снегиря легче заметить, чем в лесу, хотя и здесь встреча с ним всегда случайна. Держится он в пору размножения чрезвычайно скрытно. Ярко-красная окраска самцов ни в коей мере не мешает им оставаться незаметными.

Читать далее...

Мухоловки

Из мухоловок, встречающихся в парках, самая яркая — мухоловка-пеструшка. Она обладает звонкой, далеко разносящейся песней и бросающейся в глаза окраской оперения. Особенно эффектны самцы. Они поменьше воробья, черные, с ярко-белой нижней стороной тела и белыми пятнами на лбу и крыльях. Сравнивая разных самцов, можно, однако, заметить, что не все они одинаковые. Есть среди них серые, похожие на самок, есть потемнее и есть совсем черные. Установлено, что различие в окраске в какой-то мере зависит от возраста, но и в окончательном наряде самцы могут отличаться по окраске. Вообще же мухоловку-пеструшку увидеть нетрудно. Держится она открыто и часто поет возле скворечников. Передать ее песню можно слогами «цйтру-цйтру-трй-крутй-крутй-трй...», воспроизводимыми в различной последовательности. Окончание песни неопределенное и варьирует у разных птиц. Иногда в конце слышится обрывок напева, перенятый у какой-либо другой птицы. Характер питания этой мухоловки не вполне соответствует ее названию. Дело в том, что мухоловкой ее мы можем называть с меньшим основанием, чем, например, пеночку-весничку, лесного конька или пересмешку, которые ловят мух значительно чаще. Главный корм этого вида составляют гусеницы, бабочки я пауки. Их она собирает на деревьях и даже на земле.

Читать далее...

Щебетанье славок

В тех парках, где хорошо выражены подрост и подлесок и имеются куртины кустарников, обязательно присутствуют славки. Они живут в нижних этажах леса или на опушках, гнездятся и поют в кустарниках или на невысоких деревьях. В парках европейской части РФ можно встретить пять видов: садовую и славку-черноголовку, славку-завирушку, серую и ястребиную славок. Из них наиболее обычны здесь два первых вида. Они предпочитают подлесок среди зрелого древостоя. Различать славок в природе по их голосу и внешнему облику нелегко. Нужна тренировка, чтобы усвоить их весеннюю песню и различные сигналы, вообще трудные для запоминания.

Читать далее...

Локальный говор у птиц

С замечательным разнообразием напевов белобровика лучше всего знакомиться в таких местах, где птицы живут изолированными группами и где звуковые контакты между группами сходно поющих птиц исключены. В этом отношении наиболее показательны старые парки, в частности пригородные парки Ленинграда, расположенные на расстоянии многих километров один от другого. В каждом парке население белобровиков формирует свой напев. Буквенно-графическим методом эти напевы были записаны примерно тридцать лет назад. Теперь получены и магнитофонные записи напевов. Их сравнение показало, что в большинстве парков местные особенности песни сохранились до сих пор. Весной 1978 года в Павловском парке белобровики распевали точно такой же вариант песни, какой они высвистывали здесь еще в 1947 году. Это очень быстрая сбегающая гамма высоких звуков, чем-то напоминающая ржание жеребенка. В парке Старого Петергофа первая, демонстративная, часть песни всегда была неторопливой и состояла из 4—5 отдельных постепенно понижающихся, очень чистых по тону высоких свистов, напоминающих свист человека. Такой в основном она осталась и сейчас. Лишь самый первый слог — восходящий дифтонг «фюить», с которого раньше песня начиналась, теперь утрачен.

Читать далее...