Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

На глухарином току

Большинство глухариных токов располагается на окраинах мохового болота, граничащего с сосняком. Если место тока уже знакомо, идти туда надо с расчетом, чтобы успеть на так называемый «подслух». Дело в том, что глухари слетаются на токовище еще вечером, после захода солнца. Прилетают они по одному через значительные промежутки времени. На широте Ленинграда ждать приходится около часа, примерно с 20.30 до 21.30, пока не прилетит последняя птица. Обычно собирается 7—8 птиц, но на большие тока иногда может слететься до 20—25 петухов на пространство в квадратный километр.

На «подслухе» проводится учет глухарей. Рассаживаясь по деревьям, они сильно шумят крыльями и громко крэкают, и этот шум, который бывает слышен издали, позволяет определить количество слетевшихся птиц и место их посадки. Следует лишь иметь в виду, что глухарь, прежде чем окончательно обосноваться, 2—3 раза с шумом перелетает с дерева на дерево.

В ожидании налета глухарей невольно напрягается слух. Здесь могут быть не только глухари, а в сумеречном лесу лишь звуки помогают определить, какие птицы обитают вокруг. Обычно подолгу бывает тихо. Иногда несколько раз свистнет дрозд-деряба, вдалеке, хоркая, пролетит вальдшнеп, тонко просвистит рябчик и замолкнет, затем донесется истошный крик кряковой утки, зовущей селезня, «ряряряряряря», а через некоторое время раздастся и его жвякаюший голос — значит, где-то поблизости есть озеро.

Наконец, слышится налет первого глухаря. Вскоре совсем рядом на вершину сосны с грохотом усаживается второй, и сразу же раздается его громкое «э-ээ» (при изображении звука надо произносить эти слоги, втягивая воздух в себя). Такие же крики долетают со стороны и от других глухарей. Какое-то время птицы перекликаются и затем затихают. Отдельные глухари начинают петь уже с вечера, но они вскоре замолкают, сидя на той ветке, на которой будут токовать утром. В это время можно услышать крик вылетающего на охоту филина «у-гу». Он стал теперь большой редкостью, но иногда еще поселяется на окраинах болот.

Несколько часов в лесу царит молчание. У костра, разведенного в стороне, можно отдохнуть, но недолго. До 3 часов утра надо успеть попасть на то же место, чтобы не пропустить начало токования глухарей. При подходе к токовищу можно услышать далекий крик мохноногого сыча «у-у-у-у-у-у» или же цокающий голос гаршнепа.

Свою первую песню глухарь поет еще в темноте. Часто он начинает ее сразу же после того, как раздастся резкий, вблизи даже пугающий, голос токующего самца белой куропатки «гок-крррр-квоу-квоу-квоу...». Этот крик, видимо, провоцирует глухаря на первую песню. Охотники иногда даже называют белую куропатку дирижером глухариного тока.

Проснувшийся глухарь сначала только «тэкает», издавая с большими промежутками отдельные щелчки, которые затем, постепенно учащаясь, переходят в слитную песню. Она состоит из двух частей: постепенно учащающегося щелкания — «тэканья» и глухой части — «точения», названной так за сходство со звуком, возникающим при точении ножа. У западных глухарей между тэканьем и точением бывает слышен так называемый «главный удар» или «пробочный звук» (Hauptschlag — нем., corknote — англ.), после которого птица на несколько секунд перестает слышать. По своему характеру он точная копия звука, возникающего при извлечении пробки из бутылки. Наши глухари тоже глохнут во время точения. Они иногда даже не обращают внимания на выстрел, хотя пробочный звук в их песне, как правило, отсутствует. Его издают лишь очень немногие особи, обитающие на Северо-Западе.

Вся песня длится около 6 секунд. Изобразить ее можно слогами «тк-тк-ткткткткттррклк-чфсшсфчш-чфсшсфчш-чфсшсфчш...». Это лишь примерное изображение. В ней по существу нет ни одного гласного звука. Это скорее шепот, чем песня. Слышится она на расстоянии не более двухсот метров. Когда глухарь распоется, он не делает перерывов и повторяет одну песню за другой много раз подряд. Поза токующей птицы чрезвычайно характерна: шея и хвост подняты высоко кверху и направлены почти параллельно, белый клюв приоткрыт и смотрит тоже вверх, перья на горле оттопырены. Однако в темноте можно уловить лишь контуры поющей птицы.

Едва забрезжит рассвет, как глухари (не все) начинают слетать на землю, где они встречаются с глухарками. На деревьях продолжают петь более молодые, которые еще не завели себе гарема. Около старых птиц иногда держится по 3—4 глухарки. На земле глухарь токует особенно азартно, с подскоками. Самки оставляют токовище раньше самцов. После их отлета глухари снова поют на деревьях. Активный ток продолжается до 6—7 часов утра. Затем возникает перекличка — такая же, как вечером, и птицы разлетаются. Отдельные самцы иногда продолжают петь до 10—11 часов.

При возвращении с глухариного тока внимание рассредотачивается. Все радует глаз и слух, и как бы впервые в этом году вдруг начинаешь чувствовать настоящую весну. Она уже в полном разгаре— цветет волчье лыко, на сухих гривах распустились бутоны сон-травы и повсюду раздаются голоса птиц, которые далеко разносятся пи влажному утреннему воздуху. Громкими свистовыми песнями перекликаются дрозды-дерябы. Над заболоченной вырубкой блеет барашком бекас.

В лесу слышится клыканье желны, где-то рядом барабанит большой пестрый дятел. Поют зяблики и лесные коньки, а высоко в воздухе звучат крики пролетной стан гусей... Однако особенно характерны для начала мая утренние голоса серых журавлей, которые доносятся со стороны мохового болота. Они всегда воспринимаются радостно.

Звуки, издаваемые журавлями весной, бывают двух типов. Это прежде всего их весенняя песня, которую они исполняют всегда дуэтом. Птицы высоко подымают голову и вдвоем согласованно выкрикивают: «скоко-о-ром-скоко-о-ром-скоко-о-ром...». Их песня далеко разносится по окрестностям, и в этом случае говорят: «Журавли трубят зорю». Весенние голоса журавлей бывают слышны временами, в определенные часы, и всегда возникают совершенно неожиданно. Другая голосовая реакция журавлей — призывный крик — издается в течение круглого года. Это так называемое курлыканье. Оно тоже исполняется дуэтом. Одна птица кричит «кур», другая, вторя ей, тотчас же добавляет «лы». В результате слышится как бы единый сигнал «кур-лы». И лишь когда журавль одинок, его призывный сигнал звучит как «кур». Иногда удается подсмотреть и танцы журавлей. Взмахивая крыльями, птицы забавно подпрыгивают или бегают крупными шагами по определенному участку болота, сопровождая свои действия громкими криками. В танцы часто вовлекается несколько птиц.