Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Птенцы воробьиных птиц

На орнитологических экскурсиях чаще всего, однако, приходится иметь дело с воробьиными птицами. Они, как известно, типичные птенцовые: вылупляются беспомощными — слепыми (с сомкнутыми, но не ерошенными веками), с закрытыми слуховыми проходами, с неустановившейся температурой тела и без «одежды», которая могла бы их согревать. Все тепло, необходимое для их развития, в первые дни жизни они получают от родителей. Движения новорожденных беспорядочны, лишь позы выпрашивания пищи и дефекации вполне определенны. В целом недавно вылупившиеся птенцы воробьиных скорее похожи на каких-то личинок, чем на птиц. Но уже через неделю их не узнать. Глаза и ушные отверстия открыты, тело заросло пеньками перьев, у которых начинают образовываться опахала. На ощупь птенцы уже теплые, хотя родители и перестали их обогревать. Испугавшись, они прижимаются к дну гнезда, иногда закрывают глаза и приоткрывают рот, принимая позу страха, хотя еще вчера были доверчивыми даже по отношению к своим врагам.

Если у мелких видов воробьиных перелом поведения наступает примерно в недельном возрасте, то у более крупных птиц, в частности у сойки, птенцы не реагируют на опасность даже в двухнедельном возрасте и пугаться начинают лишь на 16—17-й день. При первом же прикосновении к ним они хором кричат — протяжно и неприятно, как бы взывая о помощи, и родители, до того отсутствовавшие, сразу же появляются.

Будучи сильно напуганными, птенцы мелких видов воробьиных могут выскочить из гнезда и разбежаться в возрасте 8—9 дней. Обратно они не возвращаются и при плохой погоде могут погибнуть. Нормальный «вылет» происходит на 10—11-й день (овсянки, славки, коньки), 12—14-й (дрозды, вьюрки), 15—16-й (воробьи, горихвостки), 18—19-й (большая синица), 19—20-й (сойка), на 20—21-й день (скворец). У птиц, гнездящихся в дуплах, а также у ласточек птенцы развиваются с запозданием на несколько дней и покидают гнезда, будучи уже способными к полету. Однако у большинства мелких открыто гнездящихся птиц птенцы оставляют гнезда, не умея летать, когда крылья их еще полностью не готовы к полету: кроющие крыла не достигают опахал маховых, так что сплошной несущей поверхности нет. Маховые перья в это время продолжают интенсивно расти. Птенцы, прежде чем научатся летать, держатся на земле, скрываясь в траве (дрозды, коньки, овсянки), или прыгают по ветвям кустов и деревьев (пеночки, славки, иволга). Способность к полету приобретается в возрасте 13— 14 дней (славки, пеночки), 16—17 (дрозды), 18—19 (иволга), 33—35 дней (серая ворона).

Итак, главные особенности птенцов воробьиных — это, во-первых, их первоначальная крайняя беспомощность и, во-вторых, чрезвычайно быстрые темпы индивидуального развития: совершенно беспомощный новорожденный птенец уже через три недели почти самостоятельная птица. Недостаток самостоятельности восполняется сложными формами родительской заботы. Быстрые темпы развития и ранний выход птенцов из гнезд являются, очевидно, следствием пресса хищников, под постоянным воздействием которого происходило формирование отряда воробьиных. Открытое гнездо, по всей видимости, исходное для этих птиц. Вероятность обнаружения его хищником с каждым днем возрастает. И чем раньше птенцы будут способны его покинуть, рассредоточиться и жить вне его, тем больше шансов у них выжить.

После того как птенцы оставят гнездо, у птиц наступает новая фаза жизни. У большинства птиц, строящих открытые гнезда, первые дни выводок находится на гнездовом участке. Птенцы поджидают прилета родителей. Следовать за ними они начинают, когда научатся летать. Все это время взрослые птицы кормят птенцов с повышенной интенсивностью. Поскольку птенцы сидят рассредоточенно и каждому может угрожать опасность, нервное возбуждение взрослых птиц возрастает и их тревожные сигналы звучат в лесу особенно часто.

Если защитные условия участка не отвечают необходимым требованиям, например отсутствуют травяной покров и кустарники, птенцы, не умея еще летать, очень скоро начинают перемещаться в более благоприятные места. Дорогу им указывают родители. Они подзывают их голосом и позами, показывают корм и отлетают в ту сторону, куда надо переместиться выводку. В данном случае можно полагать, что птицы проявляют элементы рассудочной деятельности. Выводки, воспитывавшиеся в дуплах, начинают перемещаться непосредственно по выходе из дупла: птенцы скворцов и больших синиц сразу же летят за своими родителями, которые быстро уводят их в места, богатые кормом. У этих птиц вылет из гнезда по существу совпадает с началом кормовых кочевок.