Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Биологическое значении пения птиц

Голоса птиц можно изучать с разных точек зрения — систематической, биоакустической и общебиологической. В систематическом отношении они представляют интерес прежде всего как один из показателей родства между видами. Поэтому на экскурсиях очень важно подмечать сходство или различие отдельных элементов брачного поведения у птиц родственных групп. Частотно-временная характеристика голосовых сигналов, определение оптимальной зоны и порогов звукового восприятия, а также изучение механизмов звуковоспроизведения интересуют биоакустику. И полевые экскурсии с магнитофоном могут дать новый и полезный материал для биоакустического анализа.

Видовая демонстративная песня и ее биологическое значение. Биологическое значение пения птиц занимает натуралистов и ученых уже давно, и по этому вопросу существует много специальных статей и книг. Высказывались самые различные точки зрения, но все они не могут претендовать на окончательное решение проблемы.

Для того чтобы составить представление о биологическом значении пения птиц, необходимо прежде всего уметь отличать, настоящую песню от других звуков, издаваемых птицей в период размножения, в частности от так называемой подпесни. Можно ли, например, считать песней тихое нерегулярное поскрипывание снегиря? Нельзя. Его, скорее, надо отнести к категории «подпесни». В нем нет ни демонстративности, обязательной для настоящей песни, ни достаточной регулярности. Однако сигналы беспокойства за гнездо или птенцов, издаваемые птицами в период размножения, почти столь же демонстративны, как и песня. У некоторых видов, в частности у коноплянки или синей мухоловки, они бывают к тому же очень мелодичными. Каким же образом узнать, поют ли птицы или беспокоятся у своих гнезд?

Приведем один пример. Случай произошел на орнитологической экскурсии в парке. По голосам пинькающих и рюмящих зябликов было очевидно, что их кто-то беспокоит. Оказалось, что зябликов тревожили люди, которые с любопытством смотрели на птиц. В ритме вальса самец зяблика издавал «рюм-рюм-рюм-пиньпинь». «Посмотрите, как хорошо поет птичка»,— говорила женщина. Когда люди отошли в сторону, на том месте, где они стояли, были найдены притаившиеся в траве нелетные птенцы зяблика, и один из них оказался раздавленным. Откуда же было знать людям, пели птицы или беспокоились?

Таким образом, отличать пение птиц от других звуков, которые они издают весной и летом, надо прежде всего по их поведению. Во время сигналов беспокойства птицы находятся в состоянии сильного возбуждения. Они стремятся отвлечь внимание пришельцев от гнезда и обратить его на себя. Птицы постоянно перепархивают с места на место, вертят хвостами, взмахивают крыльями или приседают, часто сами подлетают совсем близко. Звуки, выражающие беспокойство, как правило, немногосложны, отрывисты, лишь у некоторых видов они протяжны и монотонны.

Во время же песни птица занимает обычно наиболее заметную позицию — вершину дерева или куста, которую использует изо дня в день. Некоторые птицы иногда с песней взлетают вверх, но большинство подолгу сидит на одном месте, почти не изменяя позы. Сама песня является комбинацией специфичных для вида звуков, имеющих характер законченной фразы. Особого внимания на наблюдателя поющая птица не обращает, хотя близко к себе не подпускает. Представители некоторых видов бывают даже очень осторожны: подойти, например, к певчему дрозду, поющему на вершине крупной ели, трудно.