Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Демонстративность поведения птиц

Однако наиболее характерные черты поющей птицы — демонстративность ее поведения и постоянное пребывание на определенном участке в течение всего периода размножения: Именно эти особенности поведения птиц и послужили поводом к возникновению общепринятого понимания биологического смысла пения как средства отпугивания птиц своего вида с занятого гнездового участка. В популярной форме и наиболее определенно эта точка зрения была изложена в переведенной на русский язык книге Р. Питерсона «Птицы»: «Сентиментальные души, привыкшие считать, будто птицы поют, изливая восторг бытия, отказываются верить, что на самом деле такая песня — это просто заявка на владение землей и вызов всем конкурентам. Песня раздается чаще и звучит более воинственно, если поблизости оказывается другой самец. Обычно песни бывает вполне достаточно, чтобы пришелец убрался восвояси, но если он все же пересечет невидимую границу участка, хозяин бросается на него». В соответствии с этой точкой зрения активно поющие самцы становятся обладателями лучших кормовых участков, слабые же и менее энергичные иногда вовсе не гнездятся по причине занятости всех пригодных для гнездования, мест.

Такое понимание смысла пения птиц сначала у многих вызывает недоумение. Неужели птица поет в основном для того, чтобы отпугивать соперников? Однако постоянно говорится об этом, и люди, привыкая к этой точке зрения, воспринимают ее как истину, не требующую доказательств, и сами учат других тому же. Так возникает традиция взглядов. В данном случае она существует уже более полувека.

Демонстративность поведения птиц во время пения можно, однако, понимать и по-другому. Основное значение песни — призывное. Поющий на видном месте самец прежде всего заявляет о себе, а не о своем праве на участок. Брачная окраска, громкая, специфичная для вида песня, демонстративность поведения — все это признаки, выработавшиеся в процессе полового отбора. Чем активнее токует самец, тем больше у него шансов привлечь самку (об этом писал еще Ч.Дарвин). Самые энергичные самцы певчих птиц иногда спариваются с несколькими самками. Это теперь доказано с помощью кольцевания.

В потенции любой самец, видимо, полигам. Его половое возбуждение продолжается и тогда, когда его самка приступила к насиживанию яиц. Если гнездо будет разорено, он спарится с ней повторно. Своим демонстративным поведением он может привлечь к себе внимание и другой самки, приступающей к размножению позднее. Именно этим можно объяснить то, что самцы певчих птиц поют в течение длительного времени, а не только в период распределения гнездовых участков. К сказанному добавим, что после того как, например, у соловья в гнезде появляются птенцы, он прекращает петь, то есть именно тогда, когда, казалось бы, нужно особенно интенсивно оберегать кормовые ресурсы участка.

Самцы очень многих видов активно поют вдали от своих гнезд. Так ведут себя иволги, черные дрозды, зеленушки, коноплянки. Иногда, например у дубровника, самцы образуют скопления и поют в непосредственной близости один от другого, не выказывая никакой враждебности, а потом разлетаются к своим гнездам. Во многих районах самцы обыкновенных и речных сверчков и других редких птиц поют с максимальной отдачей энергии на одном и том же месте на расстоянии нескольких километров один от другого. От кого они должны защищать свой участок? Если бы они не вели себя так, то вряд ли им удалось встретиться со столь же малочисленными самками, прилетающими позднее.

Таким образом, демонстративное пение птиц — это приспособление, облегчающее встречу полов и обеспечивающее тесные контакты между самцом и самкой в течение всего периода размножения. Как и некоторые другие сигналы, песня многофункциональна. При перенаселении она может, в частности, начать выполнять дополнительную функцию и предупреждать столкновения между самцами.